1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВЕДЕНИЯ В ЦЕЛОМ
Животноводство, а в частности, собаководство – это серьёзная, наукоёмкая отрасль народного хозяйства, как ни архаично это звучит сегодня. А разведение (селекция) собак – это настоящая, серьёзная наука, подчиняющаяся тем же законам, что и скотоводство, коневодство и другие виды животноводства, над которыми работают крупнейшие научно-исследовательские институты во всём мире. Однако, отношение к разведению в собаководстве, особенно в декоративном, носит явно любительский характер. В какой-то степени это понятно, поскольку разведение декоративных собак относится как бы к миру увлечений простых граждан. Но не всё так просто, ибо «продукция» от этого увлечения совершенно за серьёзные деньги продаётся другим, менее искушённым гражданам, и в большом количестве случаев качество её, «продукции», а именно, щенков, служит поводом к разочарованию, проблемам и прочим неприятностям у новых владельцев. К сожалению, некоторые господа заводчики не очень прилежно учились на курсах племенников, а то и изобрели свои собственные законы генетики и селекции и увлечённо экспериментируют на практике. А плоды «экспериментов» продаются под видом породных животных. Рядовой покупатель, желающий приобрести в семью четвероногого друга «для души», «для любви», да и просто для радости и позитива, никак не ожидает, что сыплющий умными словами заводчик может быть в чём-то неправ. И только после возникновения проблемы, которая выясняется уже впоследствии, дома, недоумевает, почему милый заводчик бросает трубку и не подходит к телефону.
Безусловно, разведение «правильных» животных, красивых, здоровых, с крепкой психикой и адекватным поведением – дело непростое. Оно требует в первую очередь, материальных жертв – поскольку в производители надо приобретать не дешёвых, а ЛУЧШИХ по генотипу и по фенотипу животных. А из своих щенков также оставлять ЛУЧШИХ, а не то, что не продалось.
У заводчиков крупных, «серьёзных» пород принято правило – к лучшим сукам подбирать самых лучших кобелей, которых только можно найти с учётом генотипа данной суки. Заводчик едет в другой город, в другую страну, и наградой за все усилия и лишения является помёт великолепных щенков, которыми будут гордиться их владельцы последующие десять лет. В мелких породах самая распространённая схема – повязаться с «мальчиком» из соседнего подъезда или по объявлению «с приездом кавалера» за символическую плату. Ведущие кобели в породе, Чемпионы, выдающиеся собаки сидят на диванах и практически не вяжутся «на сторону», разве что заводчик пришлёт на вязку какую-нибудь свою суку. Красивых, удачных сук намеренно вяжут с мельчайшими кобелями, отягчёнными массой анатомических и физиологических проблем, преследуя цели получения «товарных» щенков – «мини». Таким образом, происходит не совершенствование, а ухудшение породы. В результате ринги русских тоев зачастую напоминают «театр анатомических уродов», по меткому выражению одного из авторитетнейших кинологов наших дней, сказанному в сердцах.
2.ВНУТРИПОРОДНЫЕ ТИПЫ ПО ОБЩЕМУ ЭКСТЕРЬЕРУ И ФОРМЕ ГОЛОВЫ
И тем не менее, разгребая известную кучу, с восхищением находим в ней немало настоящих жемчужин. Есть, есть в нашей породе и прекрасные грамотные заводчики, и гармоничные, высокопородные собаки! И этих собак много, кто-то из них на виду и мы все о них знаем, есть и такие, что просто прогуливаются за рингом, собирая комплементы собаководов, но не выставляются. И, конечно же, огромное количество племенных сук, которые обычно находятся в «заводской» кондиции и потому не участвуют в выставках. Но они есть, иногда их можно видеть, посещая известные питомники, иногда их фото публикуют в печатных тематических изданиях и в интернете. Всё это позволяет с оптимизмом смотреть на перспективы породы, несмотря на все негативные явления, обилия «размноженцев» и дельцов от породы.
Теперь самое время поговорить о тех самых правилах и законах селекционной работы, при помощи которых достигаются колоссальные результаты как в профессиональном собаководстве, так и в остальных видах животноводства. Конечно, маленькая статья не претендует на раздел учебника по селекции и генетике в собаководстве. Хочется обратить внимание на некоторые аспекты и проблемы, актуальные для разведенцев.
В любой породе любого вида домашних животных, которых разводят люди, существуют так называемые внутрипородные типы. Есть они в породах заводской селекции, есть и в породах народной селекции, так называемых местных, сложившихся на какой-либо территории, для нужд местного населения и при некотором влиянии оного. А главным образом, под влиянием местных условий, погодных, кормовых и проч. То есть, если описать поголовье любой породы, мы всегда сможем разложить его на несколько групп особей, сходных друг с другом по основным признакам. Если у этих животных есть родословные документы, то мы в подавляющем большинстве случаев убеждаемся, что в каждой такой группе объединены «родственники», как правило, линейные. Это значит, что животные являются прямыми (или более отдалёнными) потомками одного самца.
Если мы укрупним группы, объединив наиболее похожие, но не родственные, мы увидим, что в породе находится в среднем три-четыре внутрипородных типа. Если это порода заводской селекции, то внутрипородные типы иногда называют «заводским типом», и именуют по названию завода. Это испокон веков было принято в коневодстве, например известны «хреновской тип», «ростопчинский тип» орловского рысака. Часто границы внутрипородных типов бывают весьма условны. Но учитывая, что искусство разведения – это правильный отбор и подбор, удача заводчика кроется в умении правильно определить типы и подобрать их друг другу.
К сожалению, разведение в декоративном собаководстве зачастую напоминает методы народной селекции, когда животных подбирали друг к другу не по правилам, а по принципам, весьма далёким от науки. Например, по дешевизне вязки кобеля, особенно если он ещё и приедет на дом, по размеру, либо уж совсем абсурдные мотивы – «у него такие красивые глазки» или просто приятельские отношения с хозяевами. Многие кобели , точнее их владельцы, ищут невест «для здоровья» по интернету. Ни о каком подборе по основным селекционным признакам во всех этих случаях и речи быть не может.
И ведь что обидно, в породе много увлечённых заводчиков, которые пытаются правильно строить разведение. Они встречаются на выставках, обмениваются информацией и племенным материалом, увлечённо спорят на форумах, но так и не могут выработать единой концепции в стратегии развития породы. Хотя у многих и многих грамотное разведение внутри питомника.
Потому, покупая племенного производителя в другом питомнике, не всегда понятно, что от него ожидать. В случае неудачи говорят, что «не легли крови». В общем, так оно и есть. Но если бы порода была структурирована на внутрипородные типы, работать было бы намного проще и интереснее, так как достигалось бы задуманное. Продавая производителя в другой питомник, всегда ловишь себя на мысли, что он идеально подходит только к одной-трём сукам, ещё к некоторым подходит условно, и к каким-то не подходит совершенно. Потому в каждом питомнике, серьёзно занимающимся разведением, лучше иметь два-три кобеля различных по типу. Кроме того, в нашей породе собаки очень разнятся по размеру, и могут превосходить друг друга по весу более, чем в три раза. Чем мельче собачка, тем отчётливее в ней черты «утрированности» – круглее лоб, короче нос, меньше индекс костистости, короче плечо и лопатка, и всё такое. Каждый знает, как выглядит распространённый той минимального размера.
Потому проще всего было бы разделить тоев на три типа, большой, средний и мелкий. Кстати, их так уже давно разделили торговцы щенками – «микро», «мини» и «стандарт». Что-то вроде градации у такс или пуделей, но не на уровне официального стандарта, а на уровне птичьего рынка. Такое деление в данной породе подходит только на этапе продажи собак. При разведении, конечно, также учитываем размер (никто не додумается повязать мелкую суку крупным кобелём). Однако, это скорее физиологический аспект, нежели селекционный.
Для того, чтобы всё же определиться, какие же желательные типы экстерьерных форм встречаются в породе, проще всего исследовать достаточно большую группу собак среднего размера, объединив лучших представителей нашей породы. Собаки с отклонениями в экстерьере рассматриваться не должны.
Для большей ясности, определим 1). различные типы головы тоя (г-ш), как основного породного признака, а также 2). тип общего экстерьера.
По общему экстерьеру русского тоя (г-ш) определённо можно разделить на два типа – «терьерный» и идеальный с точки зрения общего экстерьера, условно назовём его «основной».
Эти типы схематично представлены на рисунках. Большинство наиболее удачных выставочных и племенных тоев можно отнести к одному из этих типов.
Если разбирать на типы более проблемных животных, то мы утонем в тонкостях классификации их. Но, любое из них, при детальном осмотре, можно отнести к этим двум типам или к типу – промежуточному.
С головами дело обстоит так. Русский той, если отбросить ханжество и предрассудки, занимает нишу между чихуахуа и цвергпинчером. Об этом и невольно задумываешься, разглядывая ринги русских тоев, или снимки экспонатов после крупных выставок. Хотим мы того или нет, но по головам тои часто напоминают пинчера (длинная морда, не очень глубокий переход и менее округлый лоб). Другая крайность – круглая голова, глубокий чёткий переход, короткая морда, выпуклые глаза – это напоминает нам чихуахуа. Замечу, речь идёт о головах русского тоя, напоминающих головы «пограничных» пород, но никак не головы, практически присущие этим породам. Хотя изредка встречается и такое.
Желательным типом следует признать, собственно, голову, описанную в стандарте. Она является неким промежуточным вариантом между «пинчеровидным» и «чихуавидным» типами. Несмотря на это, многие высокопородные тои имеют головы с явным отклонением в ту или иную сторону. Как правило, чем мельче собака, тем больше голова её по форме уклоняется в сторону чихуахуа, и наоборот, чем собака крупнее, тем чаще её голова напоминает пинчера (но не тождественна ему!). Однако, в ведущих питомниках уже выведено немало собак различных размеров, имеющих голову желательного типа. И этих собак заводчики и владельцы с гордостью демонстрируют в рингах.
Чем более грамотные и сведущие в тенденциях развития пород будут эксперты, тем чаще предпочтение будет отдаваться собакам правильного строения и желательного типа. Однако, идеальных собак, как мы знаем, не бывает, а всех остальных можно выстроить в очередь по принципу этот больше соответствует эталонным требованиям, этот меньше, а этот – ещё меньше.
И как бы нам не хотелось видеть породу однородной, вроде голландских помидоров-близнецов, в ней всегда будет достаточное разнообразие выраженности признаков даже в рамках желательного типа. Это и есть залог гетерозиготности, необходимой для «здоровья нации» и самой возможности совершенствовать породу.
Русский той – порода экстремально мелкая и хрупкая. В условиях вывода основных признаков в гомозиготное состояние дальнейшее разведение такого однородного поголовья «в себе» приводит к вырождению. Дальнейшие поколения от таких идентичных родителей ослабляются, измельчаются и это – путь в никуда. Единственным спасением в данном случае может быть прилитие свежих кровей, вязки с производителями другого внутрипородного типа.
И хорошо, если культивирование и применение этих типов происходит планово и разумно, а не стихийно или в режиме «скорой помощи».
3.НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ О СОБСТВЕННОЙ РАБОТЕ
Всё поголовье нашего питомника чётко структурировано по линиям и семействам. Малый размер русского тоя позволяет держать поголовье, численно достаточное для полноценной племенной работы. У нас чётко прослеживаются два внутрипородных типа, описанных выше. Их помогают поддерживать 16 кобелей-производителей (лично наших, а также выпускников), при необходимости мы делаем «выездные» вязки с интересными кобелями других владельцев, а также покупаем себе перспективных щенков от самых интересных собак в нашей породе.
По форме головы мы сейчас максимально уходим от типа, напоминающего чихуахуа. Последняя собака, в которой можно заподозрить отдалённое сходство, это Лидер. Что касается длинных голов, то они у нас остались у некоторых ценных племенных маток, дающих здоровое и крепкое потомство в типе кобеля-производителя, т.е. не передающих свою голову потомству.
Сейчас мы добиваемся, чтобы желательный тип экстерьера в целом, и головы в частности сочетался с конституциональной крепостью и хорошей психикой, без потери элегантности облика животного. Также внимание уделяется качеству движений на рыси. Это достигается сочетанием сбалансированности экстерьера и хорошего темперамента.
Порода русский той по сути, сырая, в разведении сложная из-за конституциональной слабости большинства поголовья. При разведении каждый сталкивался с высоким уровнем изменчивости признаков, которая иногда приводит к непредсказуемым результатам. Чтобы обеспечить хороший прогноз селекции, важно хорошо знать генетический материал, с которым работаешь. А это проще всего сделать, создав в питомнике понятные заводчику племенные группы, достаточно чётко разделяемые по линейной принадлежности и по внутрипородным типам.